У женщины из Екатеринбурга с кредитной карты мошенники похитили более 140 000 рублей. Банк отказывается возвращать похищенные деньги.

28.06.2022 г.

В январе 2022 года, к нам в адвокатское бюро обратилась Галина с просьбой проконсультировать ее по вопросу неправомерного списания денежных средств с кредитной карты Райффайзенбанка. В ходе консультации Галина объяснила, что 23 января попыталась зайти в свой личный кабинет Райффайзенбанка, но обнаружила, что, используя пароль и номера действующих карт, войти в личный кабинет у нее не получается. В этот же момент она позвонила по горячей линии Райффайзенбанка, и сотрудник ей сказал, что все ее карты заблокированы.

25 января 2022 года Галина приехала в отделение Райффайзенбанка для выяснения причин блокировки банковских карт. В банке ей сообщили, что 20 января 2022 года по кредитной карте проведены операции на общую сумму в размере 172 481, 50 рублей. Данные операции проводились двумя разными платежами по 25 000 и 142 800 рублей. Ни Галина, ни кто-либо уполномоченный ей не участвовал в совершении данных операций по кредитной карте. Уведомления по данным операциям от банка не поступили.

После получения данной информации Галина подала заявление о несогласии с проведенными операциями. В ответе на данное заявление Райффайзенбанк «посочувствовал» своему клиенту, но отказался возвращать похищенные денежные средства.

По данным Банка России в I квартале 2020 года объем операций без согласия клиента вырос на 38% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на фоне двукратного снижения общего объема операций с использованием электронного средства платежа. Наиболее вероятная причина — начало использования дистанционных способов оплаты товаров и услуг той частью населения, которая до введения ограничений в связи с пандемией COVID-19 приобретала и оплачивала их непосредственно в точках продаж. В силу отсутствия необходимого опыта противодействия злоумышленникам эта категория граждан оказалась повышенно уязвима к социальной инженерии.

По той же причине в II квартале 2020 года наблюдалось дальнейшее увеличение объема операций без согласия клиента (+59%) на фоне роста общего объема операций с использованием электронного средства платежа.

Из того объема операций, совершаемых без согласия клиента, за 6 месяцев 2020 года клиентам возвращено только 12 %.

Объем ОБС с использованием дистанционных каналов банковского обслуживания физлиц вырос (+101%) одновременно с увеличением количества таких операций на (42%). Снижение среди них доли атак с использованием приемов и методов социальной инженерии, а также доли возмещения может указывать на повышение среднего чека операции без согласия клиента (с 16,4 тыс. рублей в I квартале 2020 года до 23,3 тыс. рублей в I квартале 2021 года).

Анализируя вышеуказанные статистические данные, можно сделать вывод, что банки максимально негативно относятся к возврату похищенных денежных средств их законному владельцу. Даже признание потерпевшим по уголовному делу не является основанием для признания отсутствия вины со стороны клиента и возврату похищенных денежных средств, что является неприемлемым в современном цифровом обществе.

Галина является почетным клиентом Райффайзенбанка и имеет улучшенные условия, даже по сравнению с его работниками. И даже это не гарантирует того, что вам вернут похищенные деньги.

На повестку дня встает вопрос: Стоит ли вообще использовать инновационные методы обращения с денежными средствами и как защититься от мошенников, если даже банк разводит руками?

На этот вопрос не существует однозначного ответа, но для исключения инцидентов с кражей денежных средств с банковских карт необходимо соблюдать ряд простых правил.

  1. Контролируйте операции по счету. Например, подключите услугу СМС-информирования по всем своим активным картам. Тогда вы будете сразу получать уведомления о каждой операции по карте. Вместо СМС-сообщений можно выбрать push-уведомления в мобильном приложении банка. Они всегда бесплатны и не засоряют память телефона. Но в этом случае важно следить, чтобы у вас всегда был подключен мобильный интернет. Иначе push-уведомление можно получить с серьезным опозданием и не успеть вовремя сообщить банку о краже денег.
  2. Никому не сообщайте ПИН-код, CVC-/CVV-код (секретный код на оборотной стороне карты), срок действия карты и другую информацию. Например, если вам звонят «из службы техподдержки банка» или «менеджер банка» говорит о том, что ваша карта якобы заблокирована, не стоит сообщать им данные своей карты. Настоящий сотрудник банка никогда не спросит у вас секретную информацию, такую как ПИН-код или CVC-/CVV-код.
  3. Не позволяйте продавцам и официантам уносить карту из поля вашего зрения. Всегда прикрывайте рукой клавиатуру терминала оплаты или банкомата, когда вводите пароль. Стоит также следить за тем, чтобы с камер наблюдения не было видно, как вы набираете ПИН-код.
  4. Заходите только на проверенные сайты и никогда не кликайте по ссылкам из писем неизвестных «доброжелателей».
  5. Перепроверяйте любую информацию о блокировке карты, отказе в проведении операции или других проблемах с картой. Для этого звоните на горячую линию банка — и только на нее. Телефон для экстренной связи всегда указан на оборотной стороне карты и на официальном сайте банка.

 

Также для увеличения шанса возврата похищенных денежных средств банком, советуем оформлять страховку от мошеннических действий. Так, согласно условиям страховой программы, в случаях:

— Списания денежных средств с утерянной карты;

— Получение банковской карты с ПИН-кодом силой;

— Списания денежных средств с карты в результате скимминга или фишинга;

— Случайного механического повреждения или размагничивания карты;

Банк обязан вернуть вам утраченные денежных средства, но, если вы не нарушали главного условия страховой программы – не сообщали третьим лицам ПИН-код или код из СМС. Нападение или взлом карты – это одно, сообщение мошенникам личных данных – другое. Главное выбирать страховую программу именно для защиты от мошеннических действий, так как разные страховые программы имеют разные условия.

Следует помнить, что, если мошенники похитили денежные средства с банковской карты, а банк не сообщил вам об этом, как и произошло в ситуации с Райффайзенбанком, то исходя из положений Федерального закона «О национальной платежной системе» банк обязан возместить потери. В этом случае правило о сообщении банку в течении суток о несогласии с операцией – не работает, поэтому, даже если вы обнаружили кражу денег со счета не сразу, а через неделю, месяц или год, то банк обязан вернуть деньги.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что никто на 100% не защищен от кражи денежных средств с банковских карт, ведь методы мошенников совершенствуются день ото дня и банки не могут обеспечить безопасность счетов своих клиентов.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять