Справка по мобилизационным процедурам в РФ

Указ Президента РФ от 21.09.2022г.

21.09.2022г. указом Президента РФ введена частичная мобилизация лиц, находящихся в запасе вооруженных сил РФ. Данный указ основывается на федеральных законах от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Рассматриваемый указ устанавливает:

  1. Объявление частичной мобилизации с 21 сентября 2022 года;
  2. Наделение мобилизованных граждан статусом военнослужащих, проходящих службу по контракту;
  3. Социальные гарантии мобилизованных граждан;
  4. Продление всех действующих контрактов военнослужащих до окончания периода частичной мобилизации;
  5. Основания увольнения с военной службы (возраст, состояние здоровья, вступивший в отношении лица приговор с назначением наказания в виде лишения свободы);

Понятие “Запас Вооруженных сил РФ”

Данное определение содержится в ст. 51.2. Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О воинской обязанности и военной службе». Так, в законе указано “Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов создаются запас Вооруженных Сил Российской Федерации, запас Службы внешней разведки Российской Федерации, запас Федеральной службы безопасности Российской Федерации, которые предназначены для укомплектования соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также специальных формирований в период мобилизации, приведения их в боевую готовность и в военное время.”.

Согласно данной статье запас Вооруженных сил РФ состоит из мобилизационного людского резерва и мобилизационного людского ресурса. Под мобилизационным людским резервом понимаются граждане, пребывающие в запасе и заключившие в установленном порядке контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве. Под мобилизационным людским ресурсом понимаются граждане, пребывающие в запасе и не входящие в состав резерва.

В запас вооруженных сил входят мужчины и женщины, имеющие военно-учетные специальности за исключением лиц:

  1. Отбывающих наказание в виде лишения свободы;
  2. Постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;
  3. Освобожденных от исполнения воинских обязанностей на основании ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  4. Снятых с воинского учета при достижении предельного возраста нахождения в запасе ВС РФ.

Запас вооруженных сил РФ подразделяется на три разряда. В условиях мобилизации указанные разряды призываются на военную службу в порядке от первого к третьему. Лица, находящиеся в возрастной группе за пределами третьего разряда, подлежат снятию с воинского учета, то есть в запасе ВС РФ не состоят. Соответствующая таблица отражена в ст. 53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Составы запаса (воинские звания) Возраст граждан, пребывающих в запасе
Первый разряд Второй разряд Третий разряд
Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы до 35 лет до 45 лет до 50 лет
Младшие офицеры до 50 лет до 55 лет до 60 лет
Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга до 55 лет до 60 лет до 65 лет
Полковники, капитаны 1 ранга до 60 лет до 65 лет
Высшие офицеры до 65 лет до 70 лет
  • Мобилизация

Мобилизационные процедуры регламентируются Федеральным законом от 26.02.1997 N 31-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о мобилизации). Согласно ст. 2 указанного закона “под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.. Из данного определения следует, что мобилизационные процедуры производятся в условиях именно военного времени, и требуют переустройства экономических и политических институтов государства. Второй абзац данной статьи также закрепляет возможность введения частичной мобилизации. Комплекс проводимых мероприятий при частичной мобилизации определяется данным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 9 Закона о мобилизации устанавливаются обязанности организаций при осуществлении мобилизационной подготовки. Так, наряду с иными обязанностями, организации обязаны “оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:

обеспечение своевременного оповещения и явки работающих (проходящих службу, обучающихся) в этих организациях граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов или подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части”.

 

10 статьей Закона о мобилизации устанавливаются обязанности граждан при объявлении мобилизации. Основными обязанностями граждан являются:

  1. Своевременная явка по вызову военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время;
  2. Выполнение требований, изложенных, в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях уполномоченных органов;
  3. Предоставление зданий, сооружений, транспортных средств и другого имущества, находящегося в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Так же в указанной статье указано, что граждане несут ответственность за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Ст. 18 Закона устанавливается перечень лиц, в отношении которых устанавливается отсрочка от мобилизации. Так, отсрочка устанавливается:

  1. Забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
  2. Признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья — на срок до шести месяцев;
  3. Занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  4. Являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата и (или) несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  5. Имеющим на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет (гражданам женского пола, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель);
  6. Имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет;
  7. Матери которых, кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;
  8. Членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.

Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.

Ответственность (с учетом изменений в УК РФ от 20.09.2022г.)

 Данный пункт необходимо рассматривать по следующим стадиям:

  1. Получение повестки, мобилизационного предписания.

Повестка, мобилизационное предписание считается полученным с момента передачи его лично в руки и росписи гражданина о получении. Важно отметить, что надлежащим может являться направление повестки, мобилизационного предписания посредством сервиса Госуслуги, в случае, если в настройках личного кабинета не установлено получение документов исключительно в бумажном варианте.

С момента получения повестки, мобилизационного предписания, у гражданина возникает обязанность явки в место, определенное указанными документами, в случае неисполнения указанной обязанности, гражданин может быть привлечен к ответственности по ст. 21.5. КоАП РФ (неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету). Санкция данной статьи предполагает вынесение предупреждения, либо наложение штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.

  1. Неоднократная неявка по повестке, мобилизационному предписанию.

 При неоднократных попытках уклонения от военной службы, гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности по ч.1 ст. 328 УК РФ (Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы). Санкция данной статьи закрепляет следующие альтернативные наказания: штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев, принудительные работы на срок до двух лет, арест на срок до шести месяцев, лишение свободы на срок до двух лет.

Что подразумевается под уклонением от призыва на военную службу наиболее точно раскрыто в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3 (ред. от 23.12.2010) «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы» (далее по тексту – Постановление). Так в Постановлении можно выделить следующие признаки уклонения:

  1. Систематическая неявка по полученным надлежащим образом повесткам, предписаниям;
  2. Отказ от получения повестки под расписку;
  3. Систематическое уклонение от прохождения военно-врачебной комиссии;
  4. Смена места жительства, убытие за пределы РФ без уведомления военного комиссариата, без снятия с воинского учета;
  5. Причинение себе вреда здоровью (лично, либо используя иное лицо);
  6. Подделка документов с целью избежать исполнения воинской обязанности.

Кроме того, в Постановлении раскрывается более точно и субъект преступления, предусмотренного ч.1 ст. 328 УК РФ. Так, в тексте Постановление указано: “Субъектами преступления, предусмотренного частью 1 статьи 328 УК РФ, являются граждане мужского пола, достигшие возраста 18 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, подлежащие в установленном законом порядке призыву на военную службу (далее — призывники)”. Тем самым, ВС РФ исключает возможность привлечения к уголовной ответственности по данной статье лиц, призванных по мобилизации. Вместе с тем, учитывая правоприменительную практику в РФ, нельзя с уверенностью сказать, что в самое ближайшее время позиция ВС РФ по данному вопросу не изменится, и лиц, отказавшихся от мобилизации, не будут привлекать к уголовной ответственности именно по ч. 1 ст. 328 УК РФ.

  1. Получение статуса военнослужащего.

С момента поступления в воинскую часть и занесения его в список личного состава, гражданин приобретает статус военнослужащего, после чего спектр возможной ответственности существенно расширяется. Так, гражданин, будучи уже специальным субъектом, может быть привлечен к ответственности за преступления, указанные в главе 33 УК РФ (преступления против военной службы). В данную главу, в том числе входят и статьи, подвергнутые изменениям (ужесточение санкции) от 20.09.2022г. Рассмотрим только вопросы ответственности тех лиц, которые намерены не исполнять приказы начальников, не исполнять обязанности военнослужащего, не направляться в зону боевых действий либо покинуть место несения службы с указанной целью.

  1. Отказ от участия в военных действиях (ч. 2. Ст. 332 УК РФ — Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы).

Ответственность за отказ от участия в боевых действиях в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий предусмотрена в виде лишения свободы на срок от 2 до 10 лет, в зависимости от последствий данного отказа. Если отказ не повлек тяжких последствий, то ответственность предусмотрена от 2 до 3 лет лишения свободы, если же тяжкие последствия имели место, то от 3 до 10 лет лишения свободы.

  1. Сопротивление при исполнении воинских обязанностей в период мобилизации (ч.3 ст. 333 УК РФ — Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы).

Ответственность за сопротивление начальнику предусмотрена в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 лет.

  1. Насильственные действия в отношении начальника (командира) в период мобилизации (ч. Ст. 334 УК РФ).

Наказывается лишением свободы на срок от 5 до 15 лет.

  1. Неявка на место службы, самовольное оставление места службы в период мобилизации (ч.2,3 ст. 337 УК РФ).

В случае, если самовольное оставление воинской части, места несения службы длилось от 2-10 суток, то уголовная ответственность предусмотрена в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Если то же деяние длилось свыше 10 суток, но не более 1 месяца, то уголовная ответственность предусмотрена в виде лишения свободы на срок до 7 лет. Если же военнослужащий покинул место несения службы более чем на 1 месяц, то уголовная ответственность предусмотрена в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет (ч. 5 ст. 337 УК РФ, введена поправками от 20.09.2022г.). В примечания к данной статье так же добавлен пункт о том, что граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов несут уголовную ответственность за совершение преступлений, предусмотренных статьей, которая установлена для военнослужащих по контракту.

  1. Дезертирство в период мобилизации (ч.3 ст. 338 УК РФ).

Наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

  1. Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами в период мобилизации (ч. 3 ст. 339 УК РФ).

Наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

  1. Добровольная сдача в плен (ст. 352.1. УК РФ, введена поправками от 20.09.2022г.)

Добровольная сдача в плен при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 275 УК РФ (Государственная измена) наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

Вывод.

 В опубликованном тексте указа Президента от 21.09.2022г. не содержится какой-либо конкретной информации о подлежащих мобилизации категориях лиц, о масштабах мобилизационной кампании, ввиду чего, можно лишь предполагать кому именно может поступить повестка, мобилизационное предписание. Заявления официальных лиц государства не обладают никакой юридической силой, не несут никаких правовых последствий, ввиду чего любые озвученные тезисы являются лишь мнением на конкретный период времени. В настоящий момент существует лишь только два варианта не быть мобилизованным: получить отсрочку от мобилизации (в случае, если имеются основания для отсрочки), уклонится от мобилизации до получения статуса военнослужащего (иметь риск быть привлеченным к уголовной ответственности в виде лишения свободы сроком до 2 лет).

 

 

 

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять